Сверхтяжелая ракета феникс

Проект ракеты-носителя «Феникс»

На данный момент российская космическая отрасль располагает ракетами-носителями нескольких типов, имеющими разные характеристики и способными вместе решать широкий круг задач по выводу полезной нагрузки на орбиту. Параллельно с эксплуатацией существующих ракет ведется разработка новых образцов подобной техники. Наибольшую известность получил перспективный проект «Ангара». Кроме того, уже начаты проектные работы по теме «Феникс». Результатом этой программы должно стать появление перспективной ракеты-носителя среднего класса, способной заменить некоторые существующие образцы.

На протяжении нескольких последних десятилетий основными ракетами-носителями среднего класса, используемыми нашей страной, являются системы семейства «Союз». Несмотря на солидный возраст семейства в целом, техника проходит регулярные модернизации, а кроме того, создаются совершенно новые варианты ракет, самым серьезным образом отличающиеся от предыдущих. Тем не менее, к настоящему времени назрела необходимость в создании совершенно новой ракеты, способной заменить «Союзы» всех существующих версий.

Причины этого весьма просты. Ракеты существующей линейки отличаются достаточно высокими характеристиками и большими возможностями, но модернизация даже самых лучших образцов не может продолжаться бесконечно по объективным причинам. Таким образом, необходимо начать разработку совершенно новой ракеты, изначально использующей современные технологии и элементную базу, а также соответствующую актуальным и перспективным требованиям. Приняв во внимание подобные особенности развития ракетной техники, специалисты космической отрасли несколько лет назад предложили начать разработку перспективного носителя.

О новых планах развития ракетной техники стало известно чуть более двух лет назад. В апреле 2015 года отечественные средства массовой информации опубликовали сведения, полученные от неназванных источников в ракетно-космической отрасли. Позже сообщения о новом проекте получили официальное подтверждение от руководителей ключевых предприятий промышленности. Тогда же стало известно название проекта – «Феникс». Впоследствии изначально опубликованные данные неоднократно уточнялись и корректировались, вероятно, в связи с текущим развитием проекта.

Согласно первым сообщениям двухгодовой давности, в самое ближайшее время ведущие предприятия ракетно-космической отрасли должны были определить основные особенности будущего проекта, а также сформировать техническое задание. За проведение этого этапа работ должен был отвечать «Роскосмос». На формирование требований планировалось потратить около двух лет, 2016 и 2017 годы. Только с 2018 года должны были проводиться опытно-конструкторские работы. На разработку проекта и последующие этапы программы планировалось потратить еще несколько лет.

В соответствии с предварительными планами 2015 года, основной этап проекта должен был продолжаться с 2018 по 2025 годы. Также источники, сообщившие о старте проекта «Феникс», раскрыли некоторые подробности финансового характера. В течение семи лет, начиная с 2018 года, на разработку проекта и ракет нового типа предполагалось потратить не менее 30 миллиардов рублей.

Тогда же сообщалось, что инициатором разработки перспективного проекта «Феникс» стал Ракетно-космический центр «Прогресс» (г. Самара). По понятным причинам, два года назад точный облик ракеты-носителя еще не был сформирован, однако уже тогда высказывались определенные предположения на этот счет. Согласно информации того времени, ракета должна была строиться по моноблочной схеме и выводить на низкую околоземную орбиту нагрузку массой более 9 т. Рассматривалась возможность использования силовой установки, работающей на разных топливных парах. В зависимости от решения заказчика, можно было применить двигатели, использующие сжиженный природный газ либо керосин и сжиженный водород.

В таком виде и с такими характеристиками ракета-носитель «Феникс» могла бы занять промежуточное положение между существующими комплексами «Союз» и «Зенит». Кроме того, не исключалась возможность применения перспективной ракеты в качестве модуля для строительства носителей более тяжелых классов с увеличенной грузоподъемностью. В предложенном виде, согласно заявлениям неназванных представителей промышленности, ракета «Феникс» должна была стать дополнением к носителям семейства «Ангара». Указывалось, что в случае каких-либо проблем с последней, вынуждающих прекратить эксплуатацию всех носителей семейства, наличие «Феникса» позволит продолжить вывод на орбиту малых и средних полезных нагрузок.

В течение некоторого времени новые сообщения о ходе работ в рамках программы «Феникс» не поступали. Некоторые подробности существующих планов были озвучены только в конце марта 2016 года. Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров рассказал о проведении нескольких исследовательских работ, необходимых для формирования облика ряда перспективных ракет-носителей разных классов. При этом в случае с проектом «Феникс» планируется ускорить работы. Согласно имеющемуся графику, проектирование должно было завершиться в 2025 году. Тем не менее, планировалось еще раз проанализировать имеющиеся возможности и найти способ ускорить разработку ракеты с завершением проекта до середины следующего десятилетия. Как отметил руководитель государственной корпорации, ускорения работ требуют рынок и жизнь.

Также И. Комаров подтвердил возможность использования ракеты «Феникс» не только в виде самостоятельного носителя. Основной задачей проекта по-прежнему являлось создание ракеты среднего класса, но при этом не исключалось использование «Феникса» в качестве первой ступени перспективного сверхтяжелого носителя. Какие-либо подробности технического характера, связанные с подобным применением ракеты, не раскрывались.

Новые сообщения о ходе работ по проекту «Феникс» и сведения о техническом облике ракеты пришлось ждать больше года. Только в конце апреля 2017 года были раскрыты новые интересные особенности проекта. Генеральный директор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев рассказал, что, как минимум, на первых этапах ракета «Феникс» будет одноразовой. При этом он уточнил, что вопрос многократного использования ракетных ступеней подлежит дополнительному обоснованию. Для решения задачи возвращения отработавшей ступени на землю необходимо использовать специальные системы управления, новое оборудование и дополнительный запас топлива. Как следствие, экономия на возвращении ступени либо отсутствует, либо оказывается минимальной. В то же время, удобным способом экономии на запусках выглядит сокращение размеров района падения ступеней.

Также В. Солнцев рассказал о планах по максимальной автоматизации работ с ракетой нового типа. На борту «Феникса» и в составе стартового комплекса будет присутствовать большое число автоматических систем, отвечающих за проведение предстартовой подготовки. Благодаря этому вся подготовка к запуску будет выполняться техникой самостоятельно, без участия человека. Сборку ракет-носителей нового типа на данный момент предполагается наладить на производственных мощностях РКЦ «Прогресс» в Самаре.

22 мая информагентство ТАСС опубликовало новые сведения о ходе работ в рамках программы «Феникс». На этот раз информация была получена от пресс-службы Центрального научно-исследовательского института машиностроения, являющегося одной из основных организаций отечественной ракетно-космической промышленности. Представители ЦНИИмаш сообщили, что создание перспективной ракеты начнется с эскизного проектирования. В соответствии с указанием «Роскосмоса», этот этап работ будет завершен до конца текущего года. Ускорить работы удастся за счет некоторых особенностей существующей нормативно-технической базы. Она допускает пропуск некоторых этапов программ при наличии достаточного обоснования для этого.

Кроме того, важнейшей предпосылкой к сокращению сроков разработки станет использование существующего задела. В проекте «Феникс» предложено применять наработки по проекту ракеты-носителя «Зенит», создававшегося и эксплуатировавшегося ранее в кооперации с Украиной. Окончательная сборка ракет «Зенит» осуществлялась за рубежом, но около 85% всех комплектующих изготавливалось в России. Предложение об использовании имеющегося задела было учтено при создании технического задания. Последнее также учитывало возможность сокращения экспериментальной отработки, связанную с заимствованием готовых элементов.

В дальнейшем также планируется сэкономить время и на летных испытаниях. Проводить их предлагается на космодроме Байконур. Для проведения проверок «Феникса» предполагается модернизировать существующий старт ракет-носителей «Зенит» в рамках совместного проекта «Байтерек». Модификация ракеты «Феникс», доработанная для запусков с Байконура, получила собственное имя «Сункар» (каз. «Сокол»). Также возможно создание унифицированной «морской» ракеты, которая будет использоваться вместе с существующим пусковым комплексом «Морской старт». Естественно, к определенному сроку будет построен и стартовый комплекс на космодроме Восточный.

Согласно нынешним планам «Роскосмоса», модификация «Феникса» для «Морского старта» будет испытана в 2020 году. В следующем 2021 году с Байконура впервые полетит ракета «Сункар». Первый запуск с Восточного запланирован на 2034 год.

Появление проекта «Феникс» и получение определенных результатов позволило пересмотреть некоторые имеющиеся планы по дальнейшему развитию ракетно-космической программы. В обозримом будущем предполагается отправить на орбиту первый пилотируемый корабль «Федерация», разрабатываемый в настоящее время. Ранее утверждалось, что первый полет «Федерации» состоится в 2021 году и будет выполнен при помощи ракеты-носителя семейства «Ангара», стартующей с космодрома Восточный. Согласно последним сообщениям, в новом проекте роль носителя пилотируемого корабля будет передана «Фениксу».

27 мая ТАСС со ссылкой на неназванных представителей космической отрасли сообщило о переносе первого запуска «Федерации» и замене ракеты-носителя. В связи с некоторыми особенностями текущих проектов и имеющимися возможностями решено перенести запуск на 2022 год, выполнить его на Байконуре и использовать ракету-носитель нового типа. Запуск ракеты с пилотируемым кораблем будет осуществляться в рамках проекта «Байтерек». Источник ТАСС отметил, что подобное изменение планов позволит обойтись без серьезных доработок стартового комплекса, ракеты или корабля «Федерация».

Также несколько дней назад стало известно, что строительство новой инфраструктуры, необходимой для эксплуатации пилотируемых кораблей, на космодроме Восточный будет отложено на некоторое время. Эти работы будут осуществляться только после начала разработки сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне. Таким образом, часть новых объектов на Восточном будет строиться только во второй половине следующего десятилетия. При этом изменение имевшихся планов никак не затронет подготовку к эксплуатации ракет семейства «Ангара», несущих беспилотную полезную нагрузку.

Согласно имеющимся данным, в настоящее время отечественная ракетно-космическая промышленность занимается созданием эскизного проекта ракеты-носителя «Феникс». Как следствие, точный технический облик ракеты пока до конца не сформирован, однако уже имеются некоторые сведения об особенностях ее конструкции. По понятным причинам, нынешние оценки, касающиеся архитектуры и конструкции ракеты, могут не соответствовать итогам проекта в связи с продолжением его развития и внесением тех или иных изменений.

Согласно существующим оценкам, ракета «Феникс» будет построена по двухступенчатой схеме и получит возможность несения разгонного блока. Несмотря на использование тех или иных наработок проекта «Зенит», перспективный носитель будет крупнее и тяжелее, а также сможет показывать более высокие характеристики. Так, длина первой ступени может быть увеличена до 37 м, второй – до 10 м при росте максимального диаметра до 4,1 м. Стартовая масса может достигнуть 520 т.

Высказываются предположения о возможном составе силовой установки. Так, первая ступень может получить жидкостные двигатели РД-171М, РД-170М или РД-180. В первых двух случаях ступень получит один двигатель, тогда как РД-180 должны использоваться в паре. Вторую ступень могут оснастить двумя двигателями РД-0124. Предполагается использование разных разгонных блоков отечественного производства.

Ранее сообщалось, что предлагаемый технический облик позволит заметно повысить основные характеристики в сравнении с изначально называвшимися. Так, на низкую околоземную орбиту можно будет выводить до 17 т полезной нагрузки. При использовании соответствующего разгонного блока и трассы полета над территорией Китая удастся доставлять на геостационарную орбиту до 2,5 т груза.

С 2015 года, когда появились первые достаточно подробные сведения о перспективном проекте, ракета-носитель «Феникс» позиционируется в качестве замены или, как минимум, дополнения для некоторых систем семейства «Союз». Тем не менее, фактически эти ракеты станут заменой для «Зенитов», эксплуатация которых серьезно затруднена в связи с известными событиями в сопредельном государстве. Появление нового носителя с близкими возможностями, по-видимому, позволит окончательно отказаться от существующего международного сотрудничества.

В то же время, «Феникс» / «Сункар» действительно сможет дополнить существующие «Союзы». В первую очередь, это позволит обеспечить запуски новых пилотируемых кораблей «Федерация», которые, по последним данным, будут использоваться именно вместе с «Фениксом», а не с «Ангарой», как планировалось ранее. Кроме того, одновременное использование нескольких ракет-носителей со схожими возможностями может дать некоторые преимущества эксплуатационного характера.

В контексте создания и ввода в эксплуатацию ракеты «Феникс» возникают вопросы о дальнейшей судьбе некоторых проектов семейства «Ангара». В рамках последнего предлагается строительство ракет разных типов с отличающейся комплектацией и различными характеристиками. Некоторые ракеты такой модульной архитектуры (прежде всего, «Ангара-3») по своим возможностям оказываются прямым аналогом «Феникса». При создании на базе «Феникса» тяжелого или сверхтяжелого носителя возникнет новая проблема с конкуренцией. Как будут решаться эти вопросы – покажет время.

Согласно сообщениям последних месяцев, программа создания перспективной ракеты-носителя среднего класса «Феникс» перешла в стадию эскизного проектирования. Этот этап должен завершиться до конца текущего года, после чего начнутся новые работы, в результате которых к середине следующего десятилетия на космодром отправится первая ракета нового типа. Успешная реализация проекта «Феникс» / «Сункар» приведет к расширению номенклатуры доступных носителей с соответствующими положительными последствиями эксплуатационного и экономического характера. В то же время, проект может столкнуться с техническими или иными проблемами. Кроме того, специалистам предстоит решить определенные вопросы, прямо связанные с одновременным созданием нескольких ракет со схожими характеристиками.

Читать еще:  Где публикуются сведения о ликвидации

Кремль приказал выбросить 700 млрд на Луну

Сверхтяжелая ракета затянет российский бюджет в черную дыру

Президент России Владимир Путин потребовал ускорить процесс разработки сверхтяжелой ракеты. Об этом 22 мая рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам совещания по развитию космической отрасли. Новая ракета сверхтяжелого класса может появиться после 2025 года, заявил он.

«Президентом поставлена задача перед „Роскосмосом“ обеспечить ускорение этих работ за счет разработки всех тех технологий, которые представлены генеральными конструкторами», — приводит слова Рогозина ТАСС. Вице-премьер также рассказал, что новая ракета будет использоваться для облета Луны.

Рогозин добавил, что был одобрен план, который через несколько дней будет обсуждаться в Казахстане по вопросу дальнейшего использования Байконура в интересах Москвы и Астаны.

— В рамках проекта «Байтерек» — создание проекта с Казахстаном с финансовым участием Казахстана в реконструкции стартового стола. Мы планируем немедленно начать разработку ракеты среднего класса с расчетом на то, чтобы она была на рынке коммерческих услуг конкурентоспособна с самыми последними американскими разработками, чтобы не потерять этот рынок, — уточнил он.

Напомним, в марте 2017 года ТАСС сообщал о том, что из материалов «Роскосмоса» по развитию космической отрасли следовало, что летные испытания сверхтяжелой ракеты запланированы на 2035 год. Ранее заместитель гендиректора госкорпорации Роскосмос Юрий Власов отмечал, в ближайшее время начнется опытно-конструкторская работа «Феникс» по созданию новой ракеты среднего класса, которая потом будет использована в качестве первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты. То есть новая ракета должна состоять из первых двух ступеней ракеты «Феникс» и третьей ступени ракеты «Ангара-А5В». В 2015 году глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев заявлял, что заявленная сумма инвестиций в проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 70−80 тонн составляет 700 млрд. рублей.

Родриго Дутерте собирается убедить Путина поставлять Филиппинам бронетехнику, самолеты и ракеты

В марте 2017 года вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин заявил, что будущее проекта ракетно-космического комплекса по развертыванию ракетно-космического комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» привязана по срокам к разработке Россией нового ракетоносителя «Феникса», опытно-конструкторские работы над которым начнутся в 2018 году.

Для справки: проект «Байтерек» изначально предполагал использование российско-украинской ракеты-носителя «Зенит», но из-за ситуации на Украине от этого плана пришлось отказаться и в результате появилась другая идея — создать в России новую ракету того же класса, что и «Зенит» — грузоподъемностью в 10−16 тонн. Разработка ракеты-носителя (РН) «Сункар» (по-русски — «Сокол») предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». Сколько денег в проект сможет внести Казахстан, неизвестно. Но неоднократно отмечалось, что пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев скептически относится к заявленной дате испытаний сверхтяжелой ракеты-носителя (РН).

— В настоящий момент только начинается эскизное проектирование РН, но даже не в этом дело — до сих так и остается неясным для чего России такая ракета и какие задача она будет решать? Называется «облет Луны», но туда раз слетаешь и что дальше — как использовать РН? Есть намеки на ее применение в военных целях, но это лишь намеки — пока в этом направлении думают, мало что делают и, как я понимаю, получают недостаточно денег. Хотя в действующей «Федеральной космической программе на 2016−2025 годы» на работы по РК «Ангара» тяжелого класса зарезервировано 77,4 млрд рублей, на разработку «задела по сверхтяжелому носителю» — 24,3 млрд рублей, плюс 12,3 на создание кислородно-водородного разгонного блока. В этом плане показателен наш прошлый опыт по сверхтяжелым ракетам — «лунной» Н-1 и «Энергии» (носителе корабля «Буран»). Скажем, «Энергия» оттянула на себя огромные деньги из всей космической области так, что не осталось средств для того, чтобы сделать для нее полезную нагрузку.

«СП»: — Насколько идея состыковки проектов «Феникс» и «Ангара А5В» (с водородной ступенью) вообще реальна?

— Обычно под сверхтяжелой ракетой подразумевается 100-тонная ракета, но сейчас, чтобы облегчить задачу, уже начали говорить о 50 тоннах. В таком случае сверхтяжелым носителем можно назвать вариант ракеты «Ангара». Да, в принципе возможно на основе бывшей РН «Зенит» сделать связку, но поскольку все упомянутые проекты находятся на стадии эскизного проектирования, которое только начинается, вариантов состыковки много. Но все упирается в применение — полезных нагрузок, которые надо выводить в космос, не так много. Поэтому, на мой взгляд, надо концентрироваться на «Ангаре» и всех ее вариантах.

«СП»: — «Феникс» как раз предполагает поиск замены РН «Зенит» для российско-казахстанского сотрудничества. Но будет ли вытребован и этот ракетный комплекс?

— Да. Двигатели от «Зенита» и площадка на Байконуре (как раз рассчитанная на «Зениты») есть, остается только окончательно спроектировать 15-тонную ракету, которая заменит «Зениты». Другое дело, что они прекратили свое существование не только из-за украинского кризиса: до него там тоже были проблемы. Скажем, у проекта «Морской старт» было недостаточно заказов.

Но если у нас «Ангара» практически не летает, а по плану ее пуски должны быть 10 раз в год, то нужно ли делать новую РН, которая также не будет летать просто потому, что для нее не будет полезных нагрузок? Кроме того, разработки по водородной ступени есть, но из-за специфики «Ангару А5В» нужно делать практически с нуля.

В общем, те деньги, которые выделены в рамках ФКП-25 могут «тонким слоем размазаться» по нескольким проектам, и все они могут затянуться надолго. Повторю, без четкого понимания, что мы можем делать в космосе и сколько РН запускать с учетом заказов, все это лучше не начинать. В настоящее время складывается впечатление, что сверхтяжелая ракета стала самоцелью, но про возможные полезные нагрузки для нее ничего не говорится.

Снос пятиэтажек демонстрирует полную некомпетентность столичных чиновников

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин считает, что в одиночку Россия не потянет подобный проект.

— Сверхтяжелые ракеты всегда делаются на основе существующих РН. Исключение только — американский шаттл, который был разработан фактически с нуля. На той же ракете «Энергия» в комплексе «Энергия — Буран» боковыми блоками были первые ступени РН «Зенит». В общем, для экономии всё всегда стараются делать модульно, чтобы какие-то части можно было использовать в других проектах. С этой точки зрения реализовать проект сверхтяжелой РН возможно.

Но в настоящее время, на мой взгляд, ни одна из стран мира не в состоянии вести такие проекты в одиночку. Соединенные Штаты могут создать такую ракету. Но я напомню, что при реализации лунной программы бюджет НАСА был увеличен в 30 раз! Сверхтяжелая ракета — не цель, это — средство, за которым всегда стоят более масштабные и дорогостоящие проекты — полеты на Луну, Марс и т. д. И дело даже не в том, что пилотируемый космос не окупаем. Возможно, Россия сможет создать сверхтяжелую ракету без какой-либо кооперации, но что будет потом? Ведь такая ракета-носитель должна летать раз пять в год, но зачем — пока неясно.

Сверхтяжёлый носитель на базе «Феникса» — длиннопост

Доброго всем вечера, товарищи пикабушники. С вами на связи Miron_Bleek в вечерней, космической рубрике. И сегодня у нас на очереди тема, посвящённая потенциальному сверхтяжёлому носителю. Вся информация является моим анализом на основе высказываний г-на Комарова во время интервью «Известиям»
*Комаров Игорь Анатольевич, генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС».

Поехали! Итак, что же стало известно из интервью, кроме положений по финансированию мы рассмотрим в отдельном посте, а пока мы затронем только тему НИР и ОКР по проекту «Феникс» и его использовании в будущем. Я посвящал ему отдельный пост, но теперь по существу что стало известно точно. Для начала процитирую целый сегмент интервью, чтобы было от чего отталкиваться:

(с) «Создание ракетного комплекса сверхтяжелого класса в Федеральную космическую программу не попало, но работы по его проектированию, я слышал, продолжаются.

— На совещании у президента в ноябре прошлого года перед нами была поставлена задача провести работу и защитить проект по ракете-носителю «Ангара А-5В» и по ракетному комплексу сверхтяжелого класса (СТК). Мы сейчас готовим необходимое обоснование под СТК и представим его до конца года.

После этого решение будет принимать руководство страны. Так как в ближайшие десять лет нагрузок для ракет сверхтяжелого класса нет, следовательно, нет и необходимости торопиться с созданием СТК. Но мы понимаем, что за этим будущее и у нас есть еще определенная ниша и возможности использования в СТК мощных двигателей семейства РД-170.

У России — уникальные ноу-хау, технологии и знания, а это — серьезное конкурентное преимущество. План такой: выполнить опытно-конструкторскую работу «Феникс» (предусматривает создание носителя среднего класса. — «Известия»), которая может в перспективе стать первой ступенью для будущего носителя сверхтяжелого класса. Мы ее проектируем так, чтобы она могла быть использована для сверхтяжелой ракеты-носителя, в котором, возможно, будет еще кислород-водородная ступень.

С ней мы уже сможем выходить на выведение нагрузок в 160–180 т примерно к 2030 году. То есть в принципе у нас понятная логика, обоснованная с точки зрения последовательности решения технических задач. Если будет утвержден этот проект, поставлена задача и выделено финансирование, мы всё сделаем.»

(с) «В качестве маршевых двигателей для СТК сейчас рассматриваются модификации РД-170?»

— Это — один из вариантов, который во многом упростит ситуацию. Так можно ускорить разработку ракеты, но в зависимости от задач, скорости и времени, когда нам надо будет всё это разработать, мы определим конкретные варианты. Вы правы, основания остановить выбор на РД-170 серьезные.

Прямая ссылка на использованный источник: http://izvestia.ru/news/620394

Итак, что у нас имеется на очереди? На очереди у нас до 2025 года — разработка РКН (Ракеты космического назначения) аналога «Зенита», в моноблочном исполнении на 2 и 3 (На круговую НОО и с РБ до ГПО) ступени.

Кроме того, у на есть ориентировочное время выхода на лётные испытания, это 2024-2025 годы. То есть это означает готовность как экспериментальной производственной базы и «изделия», так и стартовой платформы и всего обслуживающего МФК (Многофункционального Комплекса).

— Плюс, ориентировочная конструкция. Относительно РД-170, вопрос касательно РКСТК (Ракетного Комплекса Сверх-Тяжёлого Класса) поставлен некорректно, его нужно было переадресовать на НИОКР (Научно-исследовательские и Опытно-конструкторские работы) по «Фениксу». А тут уже ситуация почти однозначная, кроме серии «РД-170» — использовать тупо нечего, под данный класс нагрузки можно использовать только вышеуказанную серию двигателей, которая прошла многолетнюю модификацию.

На данный момент РД-170, использовавшиеся в боковых ускорителях РКН «Энергия», впоследствии превратившиеся в конце 80-ых РД-171 допиленные для установки на первую ступень ракет-носителей серии «Зенит-2/3» был в дальнейшем ещё раз улучшен к началу использования в комплексе «Морской старт» и новых модификациях РКН серии «Зенит-М» в лице «Зенит-2SL/2SLБ/3SL/3SLБ/SLБФ».
— Сейчас серия «Зенит» вышла из эксплуатации в связи с ситуацией на Украине, и в резерве остался только один полностью собранный носитель (И один заготовленный на Украине корпус, который не факт, что будет оснащён в полноценный РКН и отправится в космос), после запуска которого носитель уйдёт в прошлое.

Касательно серии «РД-170» — ныне идут работы (В заключительной стадии) по четырёхкамерному ЖРД (Жидкостному ракетному двигатель) РД-175, чья рабочая тяга была повышена на четверть, по сравнению с базовым двигателем и на тестах должна составить порядка 1000-1050 тс на уровне моря при стандартном атмосферном давлении (+13-19% в вакууме). Однако они не востребованы без появления изделия, требующего подобные наработки. Этим изделием и должен стать «Феникс».

Читать еще:  Высший арбитражный суд википедия

— Напомню вам, что полезная нагрузка «Феникса» на оптимальную траекторию круговой 200 километровой низкой опорной орбиты должна составить порядка 18-20 тонн с широты «Восточного», что на 5-7 тонн больше, чем оная у «Зенита» с широты «Байконура». При использовании РД-175 возможно поднять рабочую ПН и до 24-26 тонн на ту же круговую орбиту, но тогда теряется весь смысл ракетного комплекса «Ангара». Кхм, да впрочем «Феникс» и так весь этот смысл нафиг смывает, ибо компоновка куда удобнее.

Касательно сверхтяжа на базе «Феникса» — то есть два потенциальных варианта реализации данного решения. Концептуально они диаметрально противоположные, но оба имеют право на жизнь и выбор между ними будет обсуловлен дальнейшим развитием космической программы и выборе приоритетов на ближайшие 30-35 лет в космосе. Расскажу сначала о более дешёвой и предпочтительной.

Это конфигурация, которую я сам называю «n-зенит», где n — это число, соответствующее количеству используемых ускорителей. Суть в том, что при такой конфигурации используется система с одинаковыми УРМами на всех ступенях, кроме верхней. То есть, в качестве центрального блока выступает тот же ускоритель, что и навешивается сбоку, только на него сверху устанавливается верхние ступени с РБ и полезной нагрузкой. Аналогично реализованы РКН серии «Delta-IV», «Falcon» и «Ангара».

— В такой модификации преимуществом будет массовость выпуска УРМов, включая всю вертикальную развёртку производства их комплектующих. От баков с турбонасосами и корпусов до двигателей и авионики. За счёт массовых регулярных полётов разных модификаций с разными полезными нагрузками, но одинаковыми составляющими (УРМами) — у нас получается значительное проседание изделия по себестоимости, а также цене.

В таком исполнении «Феникс» будет летать как четыре разные модификации ракет-носителей одной серии. Три из них будут отличаться только количеством УРМов, а четвёртая и конструкцией верхней ступени.
— Самая лёгкая версия, на 18-20 тонн полезной нагрузки, со стартовой массой порядка 600-650 тонн. Первая, которая будет введена в эксплуатацию, а также самая частая по регулярным полётам. Полезная нагрузка для неё всегда будет, и она могла бы заменить нишу как «Зенита», так и «Протона», если изменить концепцию оптимальной грузодоставки. Скорее всего изначально подгонят для вывода грузов на ГПО с двумя ступенями, без использования РБ. Или с РБ сразу на ГСО. Или теми же двумя ступенями на НОО, смотря что и куда забросить.

— Тризенит, версия на 45-50 тонн полезной нагрузки. К лёгкой версии прицепили два навесных ускорителя, поставили увеличенный обтекатель и оставили в качестве верхней ступени ту же, что и была на базовом «Фениксе», ибо большего и не надо. Полный аналог Фалькон Хеви по выводимой массе, может стартовать с того же комплекса, что и «Феникс», если заранее предусмотреть универсальную инфраструктуру. Как в случае с Ангарой, в общем.

— Пятьзенит, версия на 70-75 тонн полезной нагрузки. Используется пять ускорителей, четыре боковых и центральный, в качестве первых двух ступеней. Третья ступень остаётся той же, что и на прошлых двух модификациях, только подогнана она под ещё больший и вытянутый обтекатель. Хватит на однопусковый облёт Луны на «Федерации» с разгонным блоком и надувным обитаемым модулем. По сути уже сверхтяж.

— Пятьзенит с водородной третьей ступенью, аналогичен предыдущему, за исключением верхней ступени. В этом случае мы отказываемся от универсальной ступени «УРМ-2», которая стоит как вторая в «Феникс-1» и третья в «Феникс-3/Феникс-5». Вместо неё на ракету влазит увеличенная ввысь и диаметрально третья ступень, с новыми движками и работающая на более эффективной топливной паре LH/LOX (Liquid Hydrogen/Liquid Oxygen), которая даёт УИ (Удельный импульс) порядка 4400-4600 м/с вместо 3000-3400 м/с у керосин/кислородной топливной пары (RP-1/LOX).

Соль этой модификации в том, что третья ступень на водороде апает полезную нагрузку с 80 до 100-110 тонн на низкую круговую орбиту в 200 километров. На таком сверхтяже можно запулить на орбиту Луны стандартный модуль для орбитальной станции вместе с полным обвесом оборудованием и здоровыми солнечными панелями, или же аналогичный по массе 40-45 тонный орбитальный грузовик с припасами.

— Кроме того, на ней можно устроить пилотируемый полёт шестиместной «Федерации» с агрегатным, обитаемым модулем как у «Союза», но значительно больше к лунной ДОС (Долговременной орбитальной станции) на окололунную опорную орбиту, вместе с запасами продовольствия для длительной экспедиции. Остальное довезёт грузовик.

— Ну и на ней в два пуска можно устроить пилотируемую высадку на поверхность Луны используя шестиместную «Федерацию» со сбрасываемым обитаемым отсеком и посадочным модулем на 4 человека, для двухнедельного пребывания на поверхности.

Я лично сторонник вышеописанной модификации РК-СТК, так как она наиболее быстроисполнимая и дешёвая. Однако тогда у нас не будет в ближней перспективе от момента создания носителя — его более тяжёлой версии, на 160-200 тонн полезной нагрузки, поскольку упора в создание нового центрального блока просто не будет.

Переходим к другому варианту, над которым думают в Роскосмосе. Это новая «Энергия», с центральным водородным блоком. В таком случае вариант «Тризенита» на 45-50 тонн ПГ никуда не пропадает, но обе версии «пятьзенита» пропадают из-за ненадобности лишней конструкторской работы по подгонке.

— Но сверхтяж появляется на пять лет позже, у него больше полезная нагрузка и он выходит в полтора с хвостиком раза дороже работ по облегчённым версиям, хотя тогда у нас и будет ко второй половине 2030-ых годов 160-200 тонн полезной нагрузки, а не 70-105 тонн к 2030-му году (Тризенит в обоих случаях это вторая половина 2020-ых годов).

В таком случае у нас четыре навесных ускорителя на базе «Феникса» (Его первая ступень) + центральный блок на водороде без третьей ступени уже выдадут 100-110 тонн на низкую опорную орбиту. С текущими финансами первый полёт такой модификации будет не в 2029-2031 годах, а уже к 2035-2036 годам. Однако, тогда мы можем увеличить число боковых ускорителей с 4 до 8, получив полезную нагрузку в 160 тонн, и поставить наверх здоровую третью ступень на водород/кислороде, получив 200-210 тонн полезной нагрузки.
*И заиметь кучу проблем с доставкой баков такого размера, строительством огромного МИКа (Возможно даже вертикальной сборки, как VAB в космическом центре им. Кеннеди) и перевозкой готовых блоков ракеты-носителя. Или производить на месте.

Лично моё мнение, лучше всего было бы воспользоваться первой схемой. 100-105 тонн ПГ для освоения Луны в лице регулярных высадок два-четыре раза в год, строительства небольшой базы на поверхности Луны и поддержания окололунной ДОС — хватит с головой. Кроме того, для орбитальной станции на низкой опорной орбите — модули массой в 80-100 тонн это предел, после которого их будет практически невозможно должным образом оснастить, и они будут полупустыми (Или использоваться только для туристических целей).

— Но тогда создание центрального блока на водороде большего диаметра начнётся и закончится гораздо позже. Если мы получим сегмент полезной нагрузки с верхним пределом в 105 тонн до 2030-2031 года — то более тяжёлые модификации у нас уползут на 2040-ые годы. Невелика, в принципе потеря, но всё равно важно иметь в виду. Но тогда оригинальный блок, большого диаметра на водород/кислороде, который с 4 навесными блоками от «Феникса» может выпереть на орбиту 100-110 тонн — будет нафиг не нужен, ибо самый лёгкий сегмент уже покрывается, и при том — сразу двумя носителями. Если нужно не более 75 тонн — то полностью керосиновым, а если прям именно около 95-105 тонн — то уже водородной версией «пятьзенита».

Соответственно, тогда нужно будет делать уже более тяжёлый вариант носителя, диаметр центрального блока доводить до 10+ метров, цеплять модификации на 6, 8, 12 и может даже 16 навесных ускорителей, большую верхнюю ступень и ПН для такой системы уже только со 135-145 тонн только начинаться будет, а верхний предел с тремя ступенями и шестнадцатью навесными ускорителями от «Феникса» легко уползёт за 250 тонн полезной нагрузки. Для которой задач без таких составляющих как:

— Огромная регулярная станция на сотни человек экипажа;

— Военная ДОС под командный орбитальный центр;

— Регулярные полёты больших экипажей на Луну;

— Марсианская самостоятельная экспедиция (Не международная);

просто не найдутся. Их не будет до второй половины 2050-ых годов. Может и дольше. Носитель почти десятилетие будет простаивать. И тогда уже проще будет с нуля всё делать, пока эксплуатируется сверхтяж на базе «Феникса». Это очень далёкое будущее, до которого почти не прогнозируется ничего, может тогда конец эпохи химических ракетных двигателей придёт.

Ну а с вами на связи был Miron_Bleek в вечерней космической рубрике. Надеюсь вам нравятся мои посты и удачи вам, товарищи!

Кремль приказал выбросить 700 млрд на Луну

Сверхтяжелая ракета затянет российский бюджет в черную дыру

Президент России Владимир Путин потребовал ускорить процесс разработки сверхтяжелой ракеты. Об этом 22 мая рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам совещания по развитию космической отрасли. Новая ракета сверхтяжелого класса может появиться после 2025 года, заявил он.

«Президентом поставлена задача перед „Роскосмосом“ обеспечить ускорение этих работ за счет разработки всех тех технологий, которые представлены генеральными конструкторами», — приводит слова Рогозина ТАСС. Вице-премьер также рассказал, что новая ракета будет использоваться для облета Луны.

Рогозин добавил, что был одобрен план, который через несколько дней будет обсуждаться в Казахстане по вопросу дальнейшего использования Байконура в интересах Москвы и Астаны.

— В рамках проекта «Байтерек» — создание проекта с Казахстаном с финансовым участием Казахстана в реконструкции стартового стола. Мы планируем немедленно начать разработку ракеты среднего класса с расчетом на то, чтобы она была на рынке коммерческих услуг конкурентоспособна с самыми последними американскими разработками, чтобы не потерять этот рынок, — уточнил он.

Напомним, в марте 2017 года ТАСС сообщал о том, что из материалов «Роскосмоса» по развитию космической отрасли следовало, что летные испытания сверхтяжелой ракеты запланированы на 2035 год. Ранее заместитель гендиректора госкорпорации Роскосмос Юрий Власов отмечал, в ближайшее время начнется опытно-конструкторская работа «Феникс» по созданию новой ракеты среднего класса, которая потом будет использована в качестве первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты. То есть новая ракета должна состоять из первых двух ступеней ракеты «Феникс» и третьей ступени ракеты «Ангара-А5В». В 2015 году глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев заявлял, что заявленная сумма инвестиций в проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 70−80 тонн составляет 700 млрд. рублей.

Родриго Дутерте собирается убедить Путина поставлять Филиппинам бронетехнику, самолеты и ракеты

В марте 2017 года вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин заявил, что будущее проекта ракетно-космического комплекса по развертыванию ракетно-космического комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» привязана по срокам к разработке Россией нового ракетоносителя «Феникса», опытно-конструкторские работы над которым начнутся в 2018 году.

Для справки: проект «Байтерек» изначально предполагал использование российско-украинской ракеты-носителя «Зенит», но из-за ситуации на Украине от этого плана пришлось отказаться и в результате появилась другая идея — создать в России новую ракету того же класса, что и «Зенит» — грузоподъемностью в 10−16 тонн. Разработка ракеты-носителя (РН) «Сункар» (по-русски — «Сокол») предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». Сколько денег в проект сможет внести Казахстан, неизвестно. Но неоднократно отмечалось, что пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев скептически относится к заявленной дате испытаний сверхтяжелой ракеты-носителя (РН).

Читать еще:  Выплата долга по решению суда частями

— В настоящий момент только начинается эскизное проектирование РН, но даже не в этом дело — до сих так и остается неясным для чего России такая ракета и какие задача она будет решать? Называется «облет Луны», но туда раз слетаешь и что дальше — как использовать РН? Есть намеки на ее применение в военных целях, но это лишь намеки — пока в этом направлении думают, мало что делают и, как я понимаю, получают недостаточно денег. Хотя в действующей «Федеральной космической программе на 2016−2025 годы» на работы по РК «Ангара» тяжелого класса зарезервировано 77,4 млрд рублей, на разработку «задела по сверхтяжелому носителю» — 24,3 млрд рублей, плюс 12,3 на создание кислородно-водородного разгонного блока. В этом плане показателен наш прошлый опыт по сверхтяжелым ракетам — «лунной» Н-1 и «Энергии» (носителе корабля «Буран»). Скажем, «Энергия» оттянула на себя огромные деньги из всей космической области так, что не осталось средств для того, чтобы сделать для нее полезную нагрузку.

«СП»: — Насколько идея состыковки проектов «Феникс» и «Ангара А5В» (с водородной ступенью) вообще реальна?

— Обычно под сверхтяжелой ракетой подразумевается 100-тонная ракета, но сейчас, чтобы облегчить задачу, уже начали говорить о 50 тоннах. В таком случае сверхтяжелым носителем можно назвать вариант ракеты «Ангара». Да, в принципе возможно на основе бывшей РН «Зенит» сделать связку, но поскольку все упомянутые проекты находятся на стадии эскизного проектирования, которое только начинается, вариантов состыковки много. Но все упирается в применение — полезных нагрузок, которые надо выводить в космос, не так много. Поэтому, на мой взгляд, надо концентрироваться на «Ангаре» и всех ее вариантах.

«СП»: — «Феникс» как раз предполагает поиск замены РН «Зенит» для российско-казахстанского сотрудничества. Но будет ли вытребован и этот ракетный комплекс?

— Да. Двигатели от «Зенита» и площадка на Байконуре (как раз рассчитанная на «Зениты») есть, остается только окончательно спроектировать 15-тонную ракету, которая заменит «Зениты». Другое дело, что они прекратили свое существование не только из-за украинского кризиса: до него там тоже были проблемы. Скажем, у проекта «Морской старт» было недостаточно заказов.

Но если у нас «Ангара» практически не летает, а по плану ее пуски должны быть 10 раз в год, то нужно ли делать новую РН, которая также не будет летать просто потому, что для нее не будет полезных нагрузок? Кроме того, разработки по водородной ступени есть, но из-за специфики «Ангару А5В» нужно делать практически с нуля.

В общем, те деньги, которые выделены в рамках ФКП-25 могут «тонким слоем размазаться» по нескольким проектам, и все они могут затянуться надолго. Повторю, без четкого понимания, что мы можем делать в космосе и сколько РН запускать с учетом заказов, все это лучше не начинать. В настоящее время складывается впечатление, что сверхтяжелая ракета стала самоцелью, но про возможные полезные нагрузки для нее ничего не говорится.

Снос пятиэтажек демонстрирует полную некомпетентность столичных чиновников

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин считает, что в одиночку Россия не потянет подобный проект.

— Сверхтяжелые ракеты всегда делаются на основе существующих РН. Исключение только — американский шаттл, который был разработан фактически с нуля. На той же ракете «Энергия» в комплексе «Энергия — Буран» боковыми блоками были первые ступени РН «Зенит». В общем, для экономии всё всегда стараются делать модульно, чтобы какие-то части можно было использовать в других проектах. С этой точки зрения реализовать проект сверхтяжелой РН возможно.

Но в настоящее время, на мой взгляд, ни одна из стран мира не в состоянии вести такие проекты в одиночку. Соединенные Штаты могут создать такую ракету. Но я напомню, что при реализации лунной программы бюджет НАСА был увеличен в 30 раз! Сверхтяжелая ракета — не цель, это — средство, за которым всегда стоят более масштабные и дорогостоящие проекты — полеты на Луну, Марс и т. д. И дело даже не в том, что пилотируемый космос не окупаем. Возможно, Россия сможет создать сверхтяжелую ракету без какой-либо кооперации, но что будет потом? Ведь такая ракета-носитель должна летать раз пять в год, но зачем — пока неясно.

«Самый мощный в мире»: какими характеристиками будет обладать новый российский ракетный двигатель РД-171МВ

НПО «Энергомаш» приступило к производству опытных образцов жидкостных ракетных двигателей РД-171МВ, которые в компании называют «самыми мощными в мире». Соответствующая информация размещена на сайте госзакупок.

В опубликованном на портале техническом задании указывается, что «Энергомаш» производит закупку сортового проката литейных сталей и сплавов «для комплектации РД-171МВ в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». На закупку планируется потратить около 19,5 млн рублей.

«Фениксом» называют опытно-конструкторские работы, цель которых — разработка нового семейства российской ракеты-носителя среднего класса для замены ракет «Зенит».

«Прорывной проект»

Разработка РД-171МВ началась в 2017 году. Проект предусматривает создание двигателя для первой ступени проектируемой РКК «Энергия» ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» (также известна как «Иртыш»). Помимо этого, он будет устанавливаться на сверхтяжёлой ракете «Енисей».

«РД-171МВ — самый мощный из жидкостных двигателей. Он оснащён четырьмя камерами сгорания и работает на паре кислород-керосин», — рассказал в беседе с RT научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

В качестве основы для создания нового двигателя был взят советский РД-171М, который, в свою очередь, был модификацией двигателя РД-170, признанного самым мощным в истории. Его мощность составляла 230 тыс. лошадиных сил.

«Принципиальное отличие этой модели от предыдущей в том, что она сможет выводить тяжёлую нагрузку на достаточно высокие орбиты с большей мощностью. Важно отметить, что сверхмощные двигатели позволяют выводить грузы весом 20—30 тонн на орбиты», — заявил военный эксперт Михаил Тимошенко в разговоре RT.

Как отмечают в компании «Энергомаш», при создании РД-171МВ используются технологические и конструктивные решения, отработанные при эксплуатации двигателей РД-180 и РД-191.

«Мы внедряем в новую разработку в первую очередь систему регулирования, которая хорошо себя показала на двигателе РД-191, — полностью российской сборки, изготавливается у нас — и проводим дополнительные мероприятия по защите от возгорания внутренних полостей двигателя», — заявил главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Лёвочкин.

Масса РД-171МВ составляет 10,3 тонны, тяга — более 800 тонн. Мощность аппарата при этом оценивается в 246 тыс. лошадиных сил, что является мировым рекордом и выводит двигатель на первое место в мире по данному показателю.

«Двигатель РД-171МВ действительно будет самым мощным в мире, — заявил генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов. — Создание подобного рода конструкций — это локомотив не только конструкторской мысли, но ещё и технологический локомотив».

При работе двигателя тепловая мощность, выделяемая камерой сгорания, составляет 27 млн киловатт, что можно сравнить с мощностью крупной гидроэлектростанции. Ещё одно любопытное сравнение, о котором конструкторы рассказали общественности: турбонаддувочный агрегат двигателя развивает мощность в 180 тыс. киловатт — столько же, сколько и три атомные силовые установки крупнейших ледоколов, вместе взятые.

Для реализации проекта по созданию РД-171МВ «Энергомаш» провёл модернизацию своих производственных мощностей. Руководство предприятия отмечает, что РД-171МВ станет первым его двигателем, при создании которого в качестве подлинников конструкторской документации используются компьютерные 3D-модели, а не привычные бумажные чертежи. Это позволило сократить сроки разработки, оптимизировать процесс изготовления и снизить издержки.

«Для ускорения новых разработок мы вводим трёхмерное моделирование. Для снижения стоимости и повышения конкурентоспособности наших двигателей мы внедряем самые современные технологии, композитные материалы, новое оборудование, идёт техническое перевооружение предприятия», — рассказал Лёвочкин.

В феврале 2019 года о сборке первого образца двигателя сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Тогда он отметил, что по мощности этому двигателю нет равных. На вторую половину декабря 2019 года запланированы огневые испытания РД-171МВ. Предполагается, что первый аппарат будет поставлен заказчику в 2021 году.

Первый двигатель РД-171МВ для новейшей ракеты среднего класса Союз-5 «Иртыш» собран на подмосковном «НПО Энергомаш» и готовится к огневым испытаниям. По мощности ему нет равных в мире pic.twitter.com/YN5KrBn0iy

— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) February 8, 2019

Военный историк Юрий Кнутов отметил, что данный тип двигателя является более экологически чистым, чем предыдущие модели, потому что он работает на паре кислород-керосин.

«Важно отметить, что эти двигатели более экологичные, потому что там используется в качестве окислителя кислород и топливо не такое ядовитое, как гептил, которое используется в старых ракетах. Переход на новые технологии — это реальный прорыв. На мой взгляд, он позитивно скажется на развитии всей космонавтики», — заявил Кнутов в интервью RT.

По его словам, создание РД-171МВ можно назвать прорывным для российской космической отрасли.

«Этот проект можно назвать прорывным, поскольку до этого у нас была одна сверхтяжёлая ракета «Энергия», которая создавалась всем Советским Союзом. Часть её технологий осталась в бывших советских республиках, поэтому многие элементы новой сверхтяжёлой ракеты приходится создавать заново», — сказал эксперт.

Кнутов также подчеркнул, что обладание таким двигателем позволит России сохранить лидирующие позиции в двигателестроении.

«Сегодня самые полноценные двигатели делает только Россия, на втором месте идут США, а все остальные страны сильно отстают», — заявил он.

«Ни у одной страны нет подобных разработок»

По мнению академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, новый двигатель, как и его предшественник РД-171М, будет успешно конкурировать с зарубежными аналогами.

«Он успешно конкурирует уже более 30 лет и дальше будет конкурировать, потому что на данный момент продолжает оставаться самым мощным жидкостным ракетным двигателем в мире. Кроме того, ни у одной страны нет подобных разработок», — рассказал эксперт в интервью RT.

По его словам, продвижение этого двигателя на международном рынке связано с вопросами геополитики.

«Кроме Китая, вряд ли кто-то заинтересуется, поскольку это зависит от геополитической обстановки», — пояснил он.

Схожую точку зрения выразил и военный эксперт Михаил Тимошенко.

«Этот двигатель сможет конкурировать с иностранными разработками. США вряд ли будут заинтересованы в его покупке, потому что у них есть двигатель для тяжёлых ракет. Но интерес могут проявить Евросоюз и Китай, если, конечно, они захотят выводить на орбиту что-то тяжёлое», — сказал он RT.

В свою очередь, Моисеев заявил, что двигатель вряд ли пойдёт на экспорт, поскольку такие аппараты создаются под конкретные ракеты. Пока за рубежом нет ракет, совместимых с РД-171МВ.

«Для его покупки предполагаемый покупатель должен иметь соответствующую ракету. Им заинтересуются тогда, когда кто-то начнёт разрабатывать ракету, под которую он подойдёт, но пока таких ракет не разрабатывают и в планах ни у кого нет», — сказал эксперт.

Новый «Союз»

Активная фаза разработки ракеты среднего класса «Союз-5» началась в 2016 году. Планируется, что её будут использовать как для пилотируемых миссий, так и для коммерческих пусков. Старты будут осуществляться с космодромов Байконур и Восточный.

Для этих целей на Байконуре проводятся работы по модернизации стартового комплекса в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».

«Союз-5» — ракета среднего класса, которую создали на замену ракете-носителю «Зенит». Производство «Зенита» прекратили в связи с ухудшением российско-украинских отношений», — пояснил Моисеев.

На второй ступени «Союза-5» будут использоваться два двигателя РД-0124МС — модернизированные двигатели от третьей ступени ракеты «Союз-2.1Б».

В 2018 году были завершены эскизные работы, после чего «Роскосмос» заключил госконтракт с РКК «Энергия» на сумму 61,2 млрд рублей на создание и испытание ракеты «Союз-5».

В рамках лётных испытаний, запланированных на 2022—2025 годы, с космодрома Байконур будут выполнены четыре запуска «Союза-5». Согласно планам, в 2023 году будет осуществлён пуск с новым российским пилотируемым кораблём «Федерация». Аппарат будет работать в беспилотном режиме. Годом позже должен быть произведён и пилотируемый запуск.

Производиться «Союз-5» будет в РКЦ «Прогресс».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector